Автоматизированная система обучения «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Автоматизированная система обучения (АСО) предназначена для подготовки обучаемых по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин».


АСО состоит из пяти обучающих блоков.

  1. Задания для буровых установок.
  2. Задания по монтажу и демонтажу буровых установок.
  3. Изучение систем верхнего привода.
  4. Изучение бурового оборудования и инструмента.
  5. Изучение элементов промышленной безопасности.

Первый блок содержит демонстрационные и экзаменационные задания для следующих буровых установок:

  • МБУ-125,
  • БУ 2500/160,
  • БУ 2900/200,
  • БУ 3900 с системой верхнего привода ПВЭГ-225,
  • БУ 4000/250 с системой верхнего привода «DQ50BQ-JH»,
  • БУ 4500/270 с системой верхнего привода «Bentec TD-350-HT»,
  • УСПК БУ-320 с системой верхнего привода «Bentec TD-350-HT»,
  • БУ 5000/320 с системой верхнего привода ЭЧР320,
  • БУ 6500/450 с системой верхнего привода «Bentec TD-500-HT»,
  • ZJ-20,
  • ZJ-30,
  • ZJ-40 с системой верхнего привода «TESCO»,
  • ZJ-50DBS с системой верхнего привода «Varco TDS-9SA».

Задания для каждой буровой установки сгруппированы по двум разделам:

  • знакомство с буровой,
  • безопасное выполнение работ на буровой.

В разделе «Знакомство с буровой» представлены два типа заданий.

  • Экскурсия по буровой. Находясь на реалистичной 3D-модели буровой установки в роли наблюдателя-рабочего и управляя им, обучаемый может «пройтись» по всей буровой и внимательно рассмотреть её технологические объекты.
  • Устройство буровой. На 3D-модели буровой обучаемому предлагается изучить функциональный состав буровой, её основные системы и блоки с расположением наиболее важных технологических объектов буровой. Обучаемый может выделить любой объект (циркуляционную систему, насосный блок, кабину бурильщика, клиновой захват и т.п.), получить информацию о нём и рассмотреть его детально с любых сторон.

Раздел «Безопасное выполнение работ на буровой» содержит демонстрационные и экзаменационные задания для пошагового изучения и интерактивной проверки знаний по безопасному выполнению работ, выполняемых при бурении и спуско-подъёмных операциях (СПО):

  • спуск двухтрубных свеч,
  • соединение верхнего привода с бурильной колонной,
  • начало бурения после наращивания бурильной колонны,
  • завершение бурения,
  • отсоединение верхнего привода от бурильной колонны,
  • подъём двухтрубных свеч,
  • сборка КНБК: подъём первой УБТ с мостков и установка ее в стол ротора,
  • сборка КНБК: соединение УБТ,
  • выброс бурильных труб на приёмные мостки.

На 3D-модели буровой обучаемый может наблюдать за ходом выполнения рабочих операций с подробными комментариями, следить за состоянием органов управления и приборов, рассматривать процесс из любой точки пространства.


Второй учебный блок содержит демонстрационные и экзаменационные задания для пошагового изучения и интерактивной проверки знаний по монтажу/демонтажу буровых установок на 3D-моделях двух буровых (УСПК БУ-320 и ZJ-40) с подробными комментариями.


Третий блок выполнен в виде учебника-справочника, на страницах которого обучаемый может самостоятельно познакомиться с устройством различных систем верхнего привода (2D/3D-модели с указанием элементов, разрезами и т.п.), принципами их работы (анимация, частичное управление), а также получить дополнительную информацию по объектам верхнего привода:

  • Bentec TD-350-HT,
  • Canrig 6027E-939,
  • Varco TDS-9SA,
  • Tesco 350 EXI 600,
  • DQ450DBZ,
  • DQ50BQ-JH,
  • Drillmec HTD-250,
  • СВП 320ЭЧР,
  • ПВЭГ-225.

Четвёртый учебный блок знакомит обучаемого с общим буровым оборудованием и инструментом, применяемым в бурении скважин. Блок содержит масштабируемые интерактивные страницы с анимированной 2D/3D-графикой и навигацией, которые в динамике раскрывают устройство оборудования и инструмента, принципы работы, классификацию, а также дополнительную справочную информацию об объектах буровых.


Пятый учебный блок содержит информацию об элементах промышленной безопасности на буровой установке. На виртуальной модели буровой обучаемый может самостоятельно рассмотреть страховочные элементы, устройство эвакуации и другие объекты безопасности.


В АСО предусмотрена возможность автоматизации процесса выполнения экзаменационных заданий для произвольного количества обучаемых, благодаря использованию автоматизированной системы контроля знаний (АСКЗ) «Развитие». АСКЗ обеспечивает централизованную работу преподавателей и обучаемых с заданиями АСО и результатами выполнения заданий.






Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ