Автоматизированная система обучения «Бурение нефтяных и газовых скважин» (VR)

Автоматизированная система обучения (АСО) предназначена для подготовки обучаемых по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин».


Для работы АСО необходима система виртуальной реальности (СВР) HTC VIVE.


АСО состоит из пяти обучающих блоков и двух тренажёрных.

  1. Задания для буровых установок.
  2. Задания по монтажу и демонтажу буровых установок.
  3. Изучение систем верхнего привода.
  4. Изучение бурового оборудования и инструмента.
  5. Изучение элементов промышленной безопасности.
    Тренажёр эвакуации верхового рабочего.
  6. Тренажёр бурения и спуско-подъёмных операций (СПО).
  7. Тренажёр по распознаванию и ликвидации газонефтеводопроявлений (ГНВП).

Первый блок содержит демонстрационные и экзаменационные задания для следующих буровых установок:

  • МБУ-125,
  • БУ 2500/160,
  • БУ 2900/200,
  • БУ 3900 с системой верхнего привода ПВЭГ-225,
  • БУ 4000/250 с системой верхнего привода «DQ50BQ-JH»,
  • БУ 4500/270 с системой верхнего привода «Bentec TD-350-HT»,
  • УСПК БУ-320 с системой верхнего привода «Bentec TD-350-HT»,
  • БУ 5000/320 с системой верхнего привода ЭЧР320,
  • БУ 6500/450 с системой верхнего привода «Bentec TD-500-HT»,
  • ZJ-20,
  • ZJ-30,
  • ZJ-40 с системой верхнего привода «TESCO»,
  • ZJ-50DBS с системой верхнего привода «Varco TDS-9SA».

Задания для каждой буровой установки сгруппированы по двум разделам:

  • знакомство с буровой,
  • безопасное выполнение работ на буровой.

В разделе «Знакомство с буровой» представлены два типа заданий.

  • Экскурсия по буровой. Находясь на виртуальной модели буровой установки в роли наблюдателя-рабочего и управляя им, обучаемый может «пройтись» по всей буровой и внимательно рассмотреть её технологические объекты. Для быстрого перемещения можно использовать список навигации на виртуальном планшете или телепортироваться в желаемую точку пространства с помощью контроллеров СВР.
  • Устройство буровой. На виртуальной модели буровой обучаемому предлагается изучить функциональный состав буровой, её основные системы и блоки с расположением наиболее важных технологических объектов буровой. Обучаемый может выбрать любой объект на планшете (циркуляционную систему, насосный блок, кабину бурильщика, клиновой захват и т.п.), получить информацию о нём и рассмотреть его детально с любых сторон.

Раздел «Безопасное выполнение работ на буровой» содержит демонстрационные и экзаменационные задания для пошагового изучения и интерактивной проверки знаний по безопасному выполнению работ, выполняемых при бурении и спуско-подъёмных операциях (СПО):

  • спуск двухтрубных свеч,
  • соединение верхнего привода с бурильной колонной,
  • начало бурения после наращивания бурильной колонны,
  • завершение бурения,
  • отсоединение верхнего привода от бурильной колонны,
  • подъём двухтрубных свеч,
  • сборка КНБК: подъём первой УБТ с мостков и установка ее в стол ротора,
  • сборка КНБК: соединение УБТ,
  • выброс бурильных труб на приёмные мостки.

На виртуальной модели буровой обучаемый может наблюдать за ходом выполнения рабочих операций с подробными комментариями, следить за состоянием органов управления и приборов, рассматривать процесс из любой точки пространства.


Второй учебный блок содержит демонстрационные и экзаменационные задания для пошагового изучения и интерактивной проверки знаний по монтажу/демонтажу буровых установок на виртуальных моделях трёх буровых (УСПК БУ-320, ZJ-40, БУ 5000) с подробными комментариями.


Третий блок выполнен в виде виртуальной учебно-демонстрационной комнаты, в которой обучаемый может самостоятельно познакомиться с устройством различных систем верхнего привода, принципами их работы, а также дополнительную информацию по системам верхнего привода:

  • Bentec TD-350-HT,
  • Canrig 6027E-939,
  • Varco TDS-9SA,
  • Tesco 350 EXI 600,
  • DQ450DBZ,
  • DQ50BQ-JH,
  • Drillmec HTD-250,
  • СВП 320ЭЧР,
  • ПВЭГ-225.

Четвёртый учебный блок знакомит обучаемого с общим буровым оборудованием и инструментом, применяемым в бурении скважин. Блок выполнен в виде виртуальной учебно-демонстрационной комнаты, в которой обучаемый может самостоятельно познакомиться с объектами, их классификацией, принципами работы.


Пятый учебный блок содержит информацию об элементах промышленной безопасности на буровой установке. На виртуальной модели буровой обучаемый может самостоятельно рассмотреть страховочные элементы, устройство эвакуации и другие объекты безопасности. Иерархический список объектов представлен обучаемому на виртуальном планшете. Полёт обучаемого в виртуальном мире реализован с помощью контроллеров СВР. В данном блоке имеется тренажёр эвакуации верхового рабочего.


Тренажёр бурения и СПО позволяет выполнять практические действия из кабины буровой установки, управлять процессом бурения и СПО. Для роли помощника бурильщика реализованы демонстрация и выполнение операций свинчивания и развинчивания бурильных труб с помощью бурового ключа. Виртуальный тренажёр буровой установки позволяет повысить эффективность обучения специалистов для выбранной модели буровой установки.


Тренажёр по распознаванию и ликвидации ГНВП на виртуальной модели буровой установки позволяет отработать практические действия в роли «один за всех» на следующих заданиях:

  • герметизация устья скважины после обнаружения ГНВП при бурении,
  • ликвидация ГНВП на буровой методом бурильщика.

Тренажёр автоматизирует процесс выполнения заданий для произвольного количества обучаемых благодаря:

  • использованию автоматизированной системы контроля знаний (АСКЗ) «Развитие» для обеспечения централизованной работы преподавателей и обучаемых на своих рабочих местах (РМ) с заданиями тренажёра, результатами их выполнения;
  • автоматическому адаптивному управлению масштабированием времени для «медленных» процессов (вымыв флюида, закачка утяжелённого раствора, стравливание раствора и т.п.) во время выполнения задания обучаемыми;
  • автоматическому расчёту итоговой оценки выполнения задания обучаемым по 100-бальной шкале на основе штрафных критериев с подробным отчётом для преподавателя.

Используя редактор начальных данных тренажёра, преподаватель может построить свои варианты заданий с различными параметрами (характеристики скважины, оборудования, управления и т.п.).


Итогом работы каждого обучаемого служит отчёт, который доступен на РМ преподавателя в подробном виде (графики, хронология работ, предупреждения, ошибки, итоговая оценка). Обучаемый также сможет увидеть свой результат в виде краткого отчёта на своем РМ.


В комплект АСО входит также компьютерный тренажёр «Распознавание и ликвидация газонефтеводопроявлений» (версия 2.х).










Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ